Порядочность или "моральное равнодушие"?
Порядочность или "моральное равнодушие"?

Перед Вами две цитаты достаточно известных людей.
Обе они говорят об одном и том-же примерно, только с диаметрально противоположных позиций.
Действительно — по Искандеру, порядочность — это неучастие в подлости, этакое брезгливо-презрительное к ней отношение, а по Ленину — неучастие в непристойности есть лишь несопротивление ей, — тем самым это просто поддержка, молчаливая поддержка этой самой подлости…
Равнодушие… морального плана. Кто же прав, а кто нет?
Постараюсь разобраться, хотя бы для себя.

Как всё начиналось:

История обсуждения и обдумывания этих цитат началась с того, что в среде моих интеренет-знакомых стала очень популярной картинка с цитатой Фазиля Искандера про порядочность.
И первое, что мне пришло в голову, прочитав это — был вопрос:

— А борьбы с несправедливостью порядочность не предполагает разве?

На что я начал получать ответы приблизительно следующего содержания:

— «Борьба всегда была и будет уделом избранных. А при всеобщей порядочности может и борьбы не понадобится. Порядочность сама всё решит».

Мысли вслух:

Пытаясь осмыслить аргумент начал прокручивать в голове варианты.
Допустим, вот у нас все порядочные.  Сплошная порядочность.
Но подлость (исходя из условия) не искоренена. Ведь бороться с ней не надо, надо просто быть порядочным, то есть не участвовать в подлостях творимых другими. Но ведь подлость — это такое человеческое качество — которое как огородный сорняк, без прополки или химикатов — становится только сильнее и захватывает всё большую территорию.Тогда получается, что вот, например, едет порядочный Человек в метро, конечно места не занимает, он ведь порядочный, а вот рядом с ним сидят мужчины с айфонами, в игры играют, молодежь в соцсетях общается сидя на удобных креслах. А рядом стоит, к примеру, беременная женщина, или старушка сто лет в обед. Наш порядочный Человек может быть горд собой — он остался порядочным в любых обстоятельствах и при любой политической власти (по Искандеру), и, скорее всего, смотря на него старушка наша пустит слезу счастья — мол, остались ещё порядочные люди в подлунном царстве…

Или избивают на улице молодые «борцы с миграцией» трудягу-таджика (гипотетически), впятером одного. Гордо мимо может проходить порядочный Человек — он ведь в этом не участвует. И трудяга-таджик, выплёвывая зубы на асфальт с радостью смахнёт слезу умиления — есть, есть ещё порядочные люди в Метрополии, даже не один — вон их сколько мимо прошло — ни один не ударил, не пнул, не обозвал…

Что дальше?

Много ещё примеров в голове у меня крутилось. Но всё как-то не вырисовывается прямая пропорциональная зависимость между количеством порядочности по Искандеру и уменьшением количества подлости и зла в нашей жизни…

Это, в принципе, было понятно изначально. Отсутствие сопротивления — рождает только разрастание проблематики.

Где же выход?

А выход в Ленинской цитате!

Неравнодушие. Причём неравнодушие деятельностное. Ведь и порядочный Искандеровский Человек, где-то в глубине души своей — представляет себя сопротивляющимся, борящимся против подлости, только таким вот «буддистским» способом. Оправдывает своё малодушие нецелесообразностью, бесполезностью, интересами семьи, детей, близких…

Так и живём — в стране огромное количество Порядочных Людей — но Подлость процветает.

В чём причина?

В том, что у Искандеровских Порядочных Людей — Неравнодушие только в голове или душе, это зависит от мировоззрения. Оно бездеятельностно, пусто, блеф по-сути…

Нет Борьбы. Да, именно так, Борьбы с большой буквы. Настоящей. Ведь именно такая Борьба и есть главное условие уменьшения сорняков в общественном организме, уничтожения паразитов и пакостников.

Жизнь — это Деятельность Человека во времени, на промежутке от рождения до смерти.

А Деятельность (это отнюдь не просто существование), — это только Борьба.
Борьба с обстоятельствами, с Природой, с подлостью и несправедливостью, с самим собой, наконец!
Это самовоспитание, саморазвитие, помощь людям, борьба со злом.

Да, для себя я делаю вывод, что прав был Владимир Ильич Ленин — без борьбы, без сопротивления — мы все становимся молчаливыми пособниками подлости и несправедливости.